Выявлено крупное хищение при создании российского конкурента космического телескопа Hubble
Как стало известно “Ъ”, МВД расследует уголовное дело о хищении бюджетных средств, выделенных на создание новейшего космического телескопа Т-170М, включенного в Федеральную космическую программу. Телескоп с главным зеркалом диаметром 1,7 м должен конкурировать с американским Hubble, став основным элементом «Всемирной космической обсерватории – "Ультрафиолет"».
По данным “Ъ”, расследованием обстоятельств хищения бюджетных средств, выделенных на создание космического телескопа Т-170М, следователи занимаются с 24 декабря прошлого года. Уголовное дело возбуждено следователем управления МВД по закрытым административно-территориальным образованиям и на особо важных и режимных объектах «Власиха» (Московская область) по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК (мошенничество в особо крупном размере). Оперативное сопровождение расследования ведут сотрудники службы экономической безопасности ФСБ.
В основу дела, по данным источников “Ъ”, легли выводы законченного в прошлом году аудита исполнения госконтракта №361-75/11 от 25 декабря 2012 года. В рамках этого соглашения должны были проводиться различные опытно-конструкторские работы, связанные с подготовкой создания «Всемирной космической обсерватории – "Ультрафиолет"», которая в Федеральной космической программе фигурирует под шифром «Спектр УФ».
Базовым элементом космического комплекса должен был стать супермощный телескоп Т-170М, над созданием которого работают Научно-производственное объединение имени Лавочкина и Институт астрономии РАН. Между этими структурами 8 августа 2012 года и был заключен соответствующий договор субподряда на сумму 2 млрд руб. В рамках этого договора планировалось, в частности, создание различных элементов телескопа.
Однако, как выяснили следователи, после заключения контракта с НПО уже Институт астрономии подписал еще три соглашения с ООО НПП ИНКОС. Это общество в рамках проекта «Спектр УФ» брало на себя обязательство изготовить в 2013 году техническую оснастку для главного и вторичного зеркал телескопа, различные научные приборы, а также провести «иные специальные работы».
Стоимость контрактов составила 31,1 млн руб. Однако, считает следствие, все эти работы были выполнены на производственных площадях НПО имени Лавочкина сотрудниками самого объединения без привлечения сторонних организаций. Таким образом, по версии следствия, сотрудники НПО, Института астрономии и НПП ИНКОС, создав фиктивную схему производства технических работ, похитили с ее помощью более 28,5 млн руб. «Это первоначальные расчеты, сделанные в рамках ведущегося расследования, поэтому сумма предполагаемого ущерба еще может увеличиться»,— отмечают источники “Ъ”.
Пока, по данным “Ъ”, в уголовном деле нет подозреваемых и обвиняемых, однако, как отмечают источники в МВД, они появятся уже в ближайшее время, после того как будет «закреплена уже собранная доказательная база».
Следует отметить, что космический комплекс «Спектр УФ», который фигурирует в материалах дела, по мнению его разработчиков, способен обеспечить прорыв в астрономии и астрофизике, предоставив ученым новые возможности для понимания природы различных космических тел, активных галактических ядер, межгалактических газовых облаков, внегалактической астрофизики и других процессов. А основным элементом этого комплекса должен стать новейший ультрафиолетовый телескоп Т-170М с диаметром главного зеркала 1,7 м. Он, как считают разработчики, станет прямым конкурентом известного американского космического телескопа Hubble в области спектроскопии высокого разрешения.
Проект «Спектр УФ» был задуман еще в начале 90-х годов прошлого века, а запуск системы намечался на 1997 год, однако комплекс не работает до сих пор. В июне 2018 года «Роскосмос» сообщил о переносе запуска базовых элементов космической обсерватории, который планируется осуществить с космодрома Восточный, на 2024 год.
Это не первое расследование, связанное с НПО имени Лавочкина, которое признано потерпевшим по этому делу о мошенничестве. Как уже сообщал “Ъ”, в прошлом году экс-глава НПО Сергей Лемешевский и бывший руководитель юридического департамента предприятия Екатерина Аверьянова были арестованы в рамках дела, связанного с предоставлением фиктивных юридических услуг и выплатой так называемых премий успеха юридической компании «Третьяков и партнеры». Всех их также обвиняют в мошенничестве.
В «Роскосмосе», в который входит НПО, “Ъ” сообщили, что полностью сотрудничают с МВД, предоставляя следствию всю запрашиваемую информацию. Комментировать по существу расследование в госкорпорации не стали.
Связь с телескопом "Спектр-Р" до сих пор установить не удается
Российским специалистам вновь не удалось восстановить связь с орбитальным телескопом "Спектр-Р", сообщили в Роскосмосе. При этом аппарат находился в зоне видимости сразу двух станций: "Медвежьи озера" и "Уссурийск".
Сегодня ученые попробуют провести очередной сеанс связи с телескопом. В случае неудачи уже подготовлен планы работы на среду.
"Спектр-Р" был запущен в июле 2011 года. Проработав семь с половиной лет, с 10 января перестал принимать команды с Земли, хотя продолжает передавать научные данные. При этом в госкорпорации подчеркнули, что срок работы радиотелескопа был превышен в два с половиной раза.
Россия построит лунный «Союз» за свой счет, сообщил источник
Россия будет вести разработку модификации космического корабля «Союз» для полетов к Луне за свой счёт, никакой оплаты работ со стороны НАСА не предполагается, сообщил РИА Новости высокопоставленный источник в ракетно-космической отрасли.
Ранее генеральный директор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин в эфире телеканала «Россия 24» заявил, что НАСА попросило «Роскосмос» создать версию корабля «Союз» в качестве резервной пилотируемой космической транспортной системы для полетов к Луне.
На запрос РИА Новости, действительно ли НАСА обратилось к России с предложением создать дублирующую пилотируемую космическую систему, в американском космическом агентстве не ответили. В «Роскосмосе» также не смогли оперативно ответить на запрос РИА Новости о том, кто будет оплачивать работы.
Для обеспечения возможности полетов кораблей «Союз» к Луне нужно создать разгонный блок, который отправит корабль к Луне, новую теплозащиту, которая позволит кораблю при возвращении с Луны спускаться в земной атмосфере со второй космической скоростью (11,2 километра в секунду).
Для лунной версии «Союза» также потребуются новые системы электропитания, связи и жизнеобеспечения.
Кроме того, как говорится в имеющихся в распоряжении РИА Новости документах РКК «Энергия», для обеспечения полетов «Союза» к Луне необходима установка звездных датчиков, приборов ручного управления, испарительной системы, дополнительных двигателей и баллонов с кислородом.
Илон Маск против России: двигатель SpaceX побил рекорд отечественного РД-180
Новый двигатель Raptor, разработанный SpaceX, побил рекорд российского РД-180 по уровню давления в камере сгорания. Об этом глава компании Илон Маск заявил в своем Twitter.
Raptor планируется установить на космический корабль Starship, вторую ступень ракеты BFR, которая сможет доставить астронавтов на Луну и, теоретически, на Марс. 7 февраля 2019 года SpaceX впервые протестировала Raptor и вывела ракетный двигатель на полную мощность. В отличие от подавляющего большинства действующих ракетных двигателей он работает на метане, а не на керосине. Благодаря этому в двигателе не образуется сажи, его проще готовить к повторным полетам. В предыдущих испытаниях давление в камере сгорания достигало 250 атмосфер – показателя, близкого к среднему давлению в российском двигателе РД-180, у которого этот показатель составляет 266,7 бар. Такие двигатели делают на НПО «Энергомаш».
«Сегодня Raptor достиг 268,9 бара, побив предыдущий рекорд, установленный потрясающим российским РД-180», – написал Маск.
Планируется, что на более совершенных версиях двигателя Raptor инженерам удастся повысить давление до отметки в 300 атмосфер. Маск обещает, что на таких двигателях ракеты SpaceX смогут облететь Луну уже в ближайшее время. В 2019 году SpaceX запланировала запуск тестовой версии Starship, которая получила называние Starhopper. Она должна будет подняться вверх на несколько десятков километров, а затем плавно опуститься обратно на Землю. На ней будут отработаны технологии для создания многоразовой полноценной версии второй ступени BFR – Starship.
В то же время главные конкуренты Маска в борьбе за Луну – ракета SLS, собранная инженерами NASA, и российская ракета-носитель сверхтяжелого класса «Енисей», – многоразовыми не являются. При этом первая российская пилотируемая экспедиция по всей видимости отправится на Луну не раньше 2031 года.
Если Маску удастся доказать, что его многоразовые ракеты запускать в разы дешевле, то разработки NASA и «Роскосмоса» окажутся устаревшими уже на стадии разработки.
Советник генерального директора Роскосмоса по науке Александр Блошенко в интервью ТАСС сообщил подробности подготовки полета российских космонавтов на Луну. По словам Блошенко, для столь далекого путешествия понадобится сверхтяжелая ракета-носитель, но программа по созданию такой ракеты ("Енисей) пока не утверждена правительством России. После этого Министерство финансов должно будет выделить финансирование.
«Соответственно, нет утвержденных миссий или какой-то определенной даты первого пилотируемого полета», – пояснил Блошенко.
Как рассказал Блошенко, согласно указу президента Владимира Путина, первый полет "Енисей" должен к 2028 году. Но без понимания объемов и темпов финансирования федеральной целевой программы "Енисей" невозможно разработать концепцию полетов и исследования Луны.
«Мы хотели бы попросить воздержаться от спекуляций по этому вопросу. Как только будут приняты все необходимые решения, мы с удовольствием официально представим наше видение сценария освоения Луны», – заявил Блошенко.
Страховщики заплатили «Роскосмосу» 185 миллионов долларов за две аварии. Это треть всех потерь мирового рынка космического страхования.
120 миллионов долларов выплатили из-за потери ангольского спутника связи Angosat в декабре 2017 года, еще 65 миллионов долларов – из-за аварии пилотируемого корабля «Союз» в октябре 2018 года.
На выплаты «Роскосмосу» приходится около 30% всех потерь мирового рынка авиационного и космического страхования, отметила Ракитина.
После аварии ракеты «Союз-ФГ» в октябре 2018 года страховые компании отказались участвовать в двух конкурсах по страхованию рисков при запуске ракет-носителей «Союз-ФГ» и «Союз-2.1б». В последнем случае «Роскосмос» нашел страховщика для запуска, переплатив 23 миллиона рублей.
Россия рассматривает возможность добычи полезных ископаемых на Луне
По данным агентства РИА Новости, ссылающегося на источник в ракетно-космической отрасли, Россия рассматривает возможность добычи полезных ископаемых на Луне. В начале 2030-х годов на спутнике Земли планируется развертывание целого научно-исследовательского полигона. По словам собеседника агентства, с таким предложением к госкорпорации «Роскосмос» и Российской академии наук обратилось НПО имени Лавочкина.
Источник указывает, что на Луну в 2031-2035 годах предлагается отправить четыре автоматических аппарата, которые доставят многоразовый корабль для транспортировки грузов, тяжелый луноход для добычи полезных ископаемых и модули для строительства лунной базы.
«Посадочная станция «Луна-30» доставит на поверхность Луны многоразовый лунный корабль для поддержки пилотируемых миссий. Посадочная станция «Луна-31» привезет на Луну тяжелый луноход массой до пяти тонн, оборудованный необходимыми средствами для разработки лунных ресурсов», – говорится в сообщении.
В ходе миссии «Луна-32» на спутник планируется доставка тяжелых модулей массой до шести тонн. Их будут использовать для строительства лунного полигона. В рамках миссии «Луна-33» к спутнику нашей планеты собираются отправить орбитальный космический аппарат, которые обеспечит коммуникационные и навигационные возможности для дальнейшего освоения Луны.
Ранее глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявлял, что в 2021 году на Луну планируется отправить посадочную станцию «Луна-25». Она будет заниматься поиском водного льда на южном полюсе спутника Земли. Это будет первая российская лунная миссия после 40-летнего перерыва — советскую станцию «Луна-24» запустили в 1976 году.
В 2023-м планируется запуск орбитального аппарата «Луна-26» (геологоразведка), а в 2024-м – посадочной станции «Луна-27» (сбор образцов грунта на южном полюсе). В 2027-м и 2028-м годах планируется отправка миссий «Луна-28» и «Луна-29» соответственно. В их ходе на Землю хотят привезти пробы лунного грунта, а также доставить на спутник луноход.
Согласно последним данным, первая российская пилотируемая экспедиция к Луне предполагается в 2031 году. После этого пилотируемые высадки на спутник Земли будут проводиться ежегодно.
Российская космическая яхта: взлет через пять лет?
На Российском инвестиционном форуме в Сочи генеральный конструктор НПО «Авиационно-космические технологии» Александр Бегак рассказал, что разработка летательного аппарата для космического туризма идет уже два года. По задумке создателей, «Космическая яхта Селена» будет совершать суборбитальные полеты с шестью пассажирами на борту.
Схема полета предполагается «самолетная»: взлет с обычного аэродрома, разгон до гиперзвука, набор высоты 120−140 километров на скорости 3,5 Маха, затем обратный вход в атмосферу на скорости 0,85 Маха и планирование до того же аэродрома, с которого начался полет. Аппарат будет беспилотным, но «на борту всегда будет находиться пилот для комфорта туристов». Форум в Сочи проходил 14-15 февраля 2019 года, выдержки из интервью с Бегаком РИА «Новости» опубликовало в понедельник, 18 числа.
Сейчас проект находится в стадии просчета траектории и нахождения оптимального времени нахождения в условиях невесомости. «Опыт показывает, что людям не обязательно быть в невесомости 10 минут», — сказал генеральный конструктор. Будет ли использоваться самолет-разгонщик для первого этапа набора высоты, какой тип ракетного двигателя и топлива в нем собираются использовать, пока не раскрывается. Ориентировочная стоимость билета – 13,5-20 миллионов рублей.
Александр Бегак известен созданием «бегалета HYPE». Некоторое время он публиковал на своем YouTube-канале отчеты о путешествии на своем изобретении по городам России. Тем не менее, информация о сверхлегком летательном аппарате чрезвычайно противоречива: в пресс-релизах часто указывается электротяга, а на демонстрационном видео показан ДВС, создатели говорили об уникальности и новизне разработки, тогда как за 10 лет до этого представлялись похожие прототипы на различных выставках. Также нет объективных данных о реальных характеристиках аппарата.
Самыми именитыми конкурентами «космической яхте», скорее всего, станут Blue Origin американского миллиардера Джеффа Безоса и Virgin Galactic, идеологом которой является британский магнат и филантроп Ричард Брэнсон. Первая уже успешно испытала во всех режимах свою суборбитальную ракету New Shepard и готовится к полету с людьми на борту в 2019 году. Это система вертикального взлета и посадки, с ракетным двигателем собственной разработки, топливом для которого являются жидкий кислород и водород. Во время тестовых полетов четыре раза достигалась высота более 100 километров. Пассажирская капсула рассчитана на шесть мест, пилот не предусмотрен, полет полностью автоматический. Стоимость билетов до сих пор официально не объявлена, но по слухам она составит те же 200−300 тысяч долларов США.
Выявлено крупное хищение при создании российского конкурента космического телескопа Hubble
Как стало известно “Ъ”, МВД расследует уголовное дело о хищении бюджетных средств, выделенных на создание новейшего космического телескопа Т-170М, включенного в Федеральную космическую программу. Телескоп с главным зеркалом диаметром 1,7 м должен конкурировать с американским Hubble, став основным элементом «Всемирной космической обсерватории – "Ультрафиолет"».
По данным “Ъ”, расследованием обстоятельств хищения бюджетных средств, выделенных на создание космического телескопа Т-170М, следователи занимаются с 24 декабря прошлого года. Уголовное дело возбуждено следователем управления МВД по закрытым административно-территориальным образованиям и на особо важных и режимных объектах «Власиха» (Московская область) по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК (мошенничество в особо крупном размере). Оперативное сопровождение расследования ведут сотрудники службы экономической безопасности ФСБ.
В основу дела, по данным источников “Ъ”, легли выводы законченного в прошлом году аудита исполнения госконтракта №361-75/11 от 25 декабря 2012 года. В рамках этого соглашения должны были проводиться различные опытно-конструкторские работы, связанные с подготовкой создания «Всемирной космической обсерватории – "Ультрафиолет"», которая в Федеральной космической программе фигурирует под шифром «Спектр УФ».
Базовым элементом космического комплекса должен был стать супермощный телескоп Т-170М, над созданием которого работают Научно-производственное объединение имени Лавочкина и Институт астрономии РАН. Между этими структурами 8 августа 2012 года и был заключен соответствующий договор субподряда на сумму 2 млрд руб. В рамках этого договора планировалось, в частности, создание различных элементов телескопа.
Однако, как выяснили следователи, после заключения контракта с НПО уже Институт астрономии подписал еще три соглашения с ООО НПП ИНКОС. Это общество в рамках проекта «Спектр УФ» брало на себя обязательство изготовить в 2013 году техническую оснастку для главного и вторичного зеркал телескопа, различные научные приборы, а также провести «иные специальные работы».
Стоимость контрактов составила 31,1 млн руб. Однако, считает следствие, все эти работы были выполнены на производственных площадях НПО имени Лавочкина сотрудниками самого объединения без привлечения сторонних организаций. Таким образом, по версии следствия, сотрудники НПО, Института астрономии и НПП ИНКОС, создав фиктивную схему производства технических работ, похитили с ее помощью более 28,5 млн руб. «Это первоначальные расчеты, сделанные в рамках ведущегося расследования, поэтому сумма предполагаемого ущерба еще может увеличиться»,— отмечают источники “Ъ”.
Пока, по данным “Ъ”, в уголовном деле нет подозреваемых и обвиняемых, однако, как отмечают источники в МВД, они появятся уже в ближайшее время, после того как будет «закреплена уже собранная доказательная база».
Следует отметить, что космический комплекс «Спектр УФ», который фигурирует в материалах дела, по мнению его разработчиков, способен обеспечить прорыв в астрономии и астрофизике, предоставив ученым новые возможности для понимания природы различных космических тел, активных галактических ядер, межгалактических газовых облаков, внегалактической астрофизики и других процессов. А основным элементом этого комплекса должен стать новейший ультрафиолетовый телескоп Т-170М с диаметром главного зеркала 1,7 м. Он, как считают разработчики, станет прямым конкурентом известного американского космического телескопа Hubble в области спектроскопии высокого разрешения.
Проект «Спектр УФ» был задуман еще в начале 90-х годов прошлого века, а запуск системы намечался на 1997 год, однако комплекс не работает до сих пор. В июне 2018 года «Роскосмос» сообщил о переносе запуска базовых элементов космической обсерватории, который планируется осуществить с космодрома Восточный, на 2024 год.
Это не первое расследование, связанное с НПО имени Лавочкина, которое признано потерпевшим по этому делу о мошенничестве. Как уже сообщал “Ъ”, в прошлом году экс-глава НПО Сергей Лемешевский и бывший руководитель юридического департамента предприятия Екатерина Аверьянова были арестованы в рамках дела, связанного с предоставлением фиктивных юридических услуг и выплатой так называемых премий успеха юридической компании «Третьяков и партнеры». Всех их также обвиняют в мошенничестве.
В «Роскосмосе», в который входит НПО, “Ъ” сообщили, что полностью сотрудничают с МВД, предоставляя следствию всю запрашиваемую информацию. Комментировать по существу расследование в госкорпорации не стали.
Связь с телескопом "Спектр-Р" до сих пор установить не удается
Российским специалистам вновь не удалось восстановить связь с орбитальным телескопом "Спектр-Р", сообщили в Роскосмосе. При этом аппарат находился в зоне видимости сразу двух станций: "Медвежьи озера" и "Уссурийск".
Сегодня ученые попробуют провести очередной сеанс связи с телескопом. В случае неудачи уже подготовлен планы работы на среду.
"Спектр-Р" был запущен в июле 2011 года. Проработав семь с половиной лет, с 10 января перестал принимать команды с Земли, хотя продолжает передавать научные данные. При этом в госкорпорации подчеркнули, что срок работы радиотелескопа был превышен в два с половиной раза.
Заброшенные космические корабли древней цивилизации
Россия построит лунный «Союз» за свой счет, сообщил источник
Россия будет вести разработку модификации космического корабля «Союз» для полетов к Луне за свой счёт, никакой оплаты работ со стороны НАСА не предполагается, сообщил РИА Новости высокопоставленный источник в ракетно-космической отрасли.
Ранее генеральный директор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин в эфире телеканала «Россия 24» заявил, что НАСА попросило «Роскосмос» создать версию корабля «Союз» в качестве резервной пилотируемой космической транспортной системы для полетов к Луне.
На запрос РИА Новости, действительно ли НАСА обратилось к России с предложением создать дублирующую пилотируемую космическую систему, в американском космическом агентстве не ответили. В «Роскосмосе» также не смогли оперативно ответить на запрос РИА Новости о том, кто будет оплачивать работы.
Для обеспечения возможности полетов кораблей «Союз» к Луне нужно создать разгонный блок, который отправит корабль к Луне, новую теплозащиту, которая позволит кораблю при возвращении с Луны спускаться в земной атмосфере со второй космической скоростью (11,2 километра в секунду).
Для лунной версии «Союза» также потребуются новые системы электропитания, связи и жизнеобеспечения.
Кроме того, как говорится в имеющихся в распоряжении РИА Новости документах РКК «Энергия», для обеспечения полетов «Союза» к Луне необходима установка звездных датчиков, приборов ручного управления, испарительной системы, дополнительных двигателей и баллонов с кислородом.
Любопытная карта траекторий почти всех спутников, которые полетели исследовать нашу Солнечную систему
Илон Маск против России: двигатель SpaceX побил рекорд отечественного РД-180
Новый двигатель Raptor, разработанный SpaceX, побил рекорд российского РД-180 по уровню давления в камере сгорания. Об этом глава компании Илон Маск заявил в своем Twitter.
Raptor планируется установить на космический корабль Starship, вторую ступень ракеты BFR, которая сможет доставить астронавтов на Луну и, теоретически, на Марс. 7 февраля 2019 года SpaceX впервые протестировала Raptor и вывела ракетный двигатель на полную мощность. В отличие от подавляющего большинства действующих ракетных двигателей он работает на метане, а не на керосине. Благодаря этому в двигателе не образуется сажи, его проще готовить к повторным полетам. В предыдущих испытаниях давление в камере сгорания достигало 250 атмосфер – показателя, близкого к среднему давлению в российском двигателе РД-180, у которого этот показатель составляет 266,7 бар. Такие двигатели делают на НПО «Энергомаш».
«Сегодня Raptor достиг 268,9 бара, побив предыдущий рекорд, установленный потрясающим российским РД-180», – написал Маск.
Планируется, что на более совершенных версиях двигателя Raptor инженерам удастся повысить давление до отметки в 300 атмосфер. Маск обещает, что на таких двигателях ракеты SpaceX смогут облететь Луну уже в ближайшее время. В 2019 году SpaceX запланировала запуск тестовой версии Starship, которая получила называние Starhopper. Она должна будет подняться вверх на несколько десятков километров, а затем плавно опуститься обратно на Землю. На ней будут отработаны технологии для создания многоразовой полноценной версии второй ступени BFR – Starship.
В то же время главные конкуренты Маска в борьбе за Луну – ракета SLS, собранная инженерами NASA, и российская ракета-носитель сверхтяжелого класса «Енисей», – многоразовыми не являются. При этом первая российская пилотируемая экспедиция по всей видимости отправится на Луну не раньше 2031 года.
Если Маску удастся доказать, что его многоразовые ракеты запускать в разы дешевле, то разработки NASA и «Роскосмоса» окажутся устаревшими уже на стадии разработки.
Роскосмос: дата полета на Луну пока не определена
Советник генерального директора Роскосмоса по науке Александр Блошенко в интервью ТАСС сообщил подробности подготовки полета российских космонавтов на Луну. По словам Блошенко, для столь далекого путешествия понадобится сверхтяжелая ракета-носитель, но программа по созданию такой ракеты ("Енисей) пока не утверждена правительством России. После этого Министерство финансов должно будет выделить финансирование.
«Соответственно, нет утвержденных миссий или какой-то определенной даты первого пилотируемого полета», – пояснил Блошенко.
Как рассказал Блошенко, согласно указу президента Владимира Путина, первый полет "Енисей" должен к 2028 году. Но без понимания объемов и темпов финансирования федеральной целевой программы "Енисей" невозможно разработать концепцию полетов и исследования Луны.
Потребуются спускаемый аппарат, спутники-ретрансляторы, лунные роверы, автоматические аппараты-разведчики, отметил советник.
«Мы хотели бы попросить воздержаться от спекуляций по этому вопросу. Как только будут приняты все необходимые решения, мы с удовольствием официально представим наше видение сценария освоения Луны», – заявил Блошенко.
Страховщики заплатили «Роскосмосу» 185 миллионов долларов за две аварии. Это треть всех потерь мирового рынка космического страхования.
120 миллионов долларов выплатили из-за потери ангольского спутника связи Angosat в декабре 2017 года, еще 65 миллионов долларов – из-за аварии пилотируемого корабля «Союз» в октябре 2018 года.
На выплаты «Роскосмосу» приходится около 30% всех потерь мирового рынка авиационного и космического страхования, отметила Ракитина.
После аварии ракеты «Союз-ФГ» в октябре 2018 года страховые компании отказались участвовать в двух конкурсах по страхованию рисков при запуске ракет-носителей «Союз-ФГ» и «Союз-2.1б». В последнем случае «Роскосмос» нашел страховщика для запуска, переплатив 23 миллиона рублей.
Россия рассматривает возможность добычи полезных ископаемых на Луне
По данным агентства РИА Новости, ссылающегося на источник в ракетно-космической отрасли, Россия рассматривает возможность добычи полезных ископаемых на Луне. В начале 2030-х годов на спутнике Земли планируется развертывание целого научно-исследовательского полигона. По словам собеседника агентства, с таким предложением к госкорпорации «Роскосмос» и Российской академии наук обратилось НПО имени Лавочкина.
Источник указывает, что на Луну в 2031-2035 годах предлагается отправить четыре автоматических аппарата, которые доставят многоразовый корабль для транспортировки грузов, тяжелый луноход для добычи полезных ископаемых и модули для строительства лунной базы.
«Посадочная станция «Луна-30» доставит на поверхность Луны многоразовый лунный корабль для поддержки пилотируемых миссий. Посадочная станция «Луна-31» привезет на Луну тяжелый луноход массой до пяти тонн, оборудованный необходимыми средствами для разработки лунных ресурсов», – говорится в сообщении.
В ходе миссии «Луна-32» на спутник планируется доставка тяжелых модулей массой до шести тонн. Их будут использовать для строительства лунного полигона. В рамках миссии «Луна-33» к спутнику нашей планеты собираются отправить орбитальный космический аппарат, которые обеспечит коммуникационные и навигационные возможности для дальнейшего освоения Луны.
Ранее глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявлял, что в 2021 году на Луну планируется отправить посадочную станцию «Луна-25». Она будет заниматься поиском водного льда на южном полюсе спутника Земли. Это будет первая российская лунная миссия после 40-летнего перерыва — советскую станцию «Луна-24» запустили в 1976 году.
В 2023-м планируется запуск орбитального аппарата «Луна-26» (геологоразведка), а в 2024-м – посадочной станции «Луна-27» (сбор образцов грунта на южном полюсе). В 2027-м и 2028-м годах планируется отправка миссий «Луна-28» и «Луна-29» соответственно. В их ходе на Землю хотят привезти пробы лунного грунта, а также доставить на спутник луноход.
Согласно последним данным, первая российская пилотируемая экспедиция к Луне предполагается в 2031 году. После этого пилотируемые высадки на спутник Земли будут проводиться ежегодно.
Российская космическая яхта: взлет через пять лет?
На Российском инвестиционном форуме в Сочи генеральный конструктор НПО «Авиационно-космические технологии» Александр Бегак рассказал, что разработка летательного аппарата для космического туризма идет уже два года. По задумке создателей, «Космическая яхта Селена» будет совершать суборбитальные полеты с шестью пассажирами на борту.
Схема полета предполагается «самолетная»: взлет с обычного аэродрома, разгон до гиперзвука, набор высоты 120−140 километров на скорости 3,5 Маха, затем обратный вход в атмосферу на скорости 0,85 Маха и планирование до того же аэродрома, с которого начался полет. Аппарат будет беспилотным, но «на борту всегда будет находиться пилот для комфорта туристов». Форум в Сочи проходил 14-15 февраля 2019 года, выдержки из интервью с Бегаком РИА «Новости» опубликовало в понедельник, 18 числа.
Сейчас проект находится в стадии просчета траектории и нахождения оптимального времени нахождения в условиях невесомости. «Опыт показывает, что людям не обязательно быть в невесомости 10 минут», — сказал генеральный конструктор. Будет ли использоваться самолет-разгонщик для первого этапа набора высоты, какой тип ракетного двигателя и топлива в нем собираются использовать, пока не раскрывается. Ориентировочная стоимость билета – 13,5-20 миллионов рублей.
Александр Бегак известен созданием «бегалета HYPE». Некоторое время он публиковал на своем YouTube-канале отчеты о путешествии на своем изобретении по городам России. Тем не менее, информация о сверхлегком летательном аппарате чрезвычайно противоречива: в пресс-релизах часто указывается электротяга, а на демонстрационном видео показан ДВС, создатели говорили об уникальности и новизне разработки, тогда как за 10 лет до этого представлялись похожие прототипы на различных выставках. Также нет объективных данных о реальных характеристиках аппарата.
Самыми именитыми конкурентами «космической яхте», скорее всего, станут Blue Origin американского миллиардера Джеффа Безоса и Virgin Galactic, идеологом которой является британский магнат и филантроп Ричард Брэнсон. Первая уже успешно испытала во всех режимах свою суборбитальную ракету New Shepard и готовится к полету с людьми на борту в 2019 году. Это система вертикального взлета и посадки, с ракетным двигателем собственной разработки, топливом для которого являются жидкий кислород и водород. Во время тестовых полетов четыре раза достигалась высота более 100 километров. Пассажирская капсула рассчитана на шесть мест, пилот не предусмотрен, полет полностью автоматический. Стоимость билетов до сих пор официально не объявлена, но по слухам она составит те же 200−300 тысяч долларов США.
Страницы