Расшифровка маркировки диска
7,5Jx15 H2 5×100 ET40 d54,1 S
7,5 | — | ширина обода, дюйм |
J | — | тип кромки обода. Часто встречаются для легковых автомобилей: P, D, B, K, JK, JJ, J |
x | — | разъемность обода |
15 | — | монтажный диаметр, дюйм |
H2 | — | кольцевые выступы или подкаты |
5×100 | — | расположение крепежных отверстий |
ET40 | — | вылет диска |
d54,1 | — | диаметр посадочного отверстия, мм |
S | — | cимметричность монтажного ручья обода |
Ширина обода диска (rim width)
Расстояние между внутренними краями обода в дюймах. Возможные значения для легковых автомобилей: 3,5; 4; 4,5; 5; 5,5; 6; 6,5 и 7.
Данное значение необходимо учитывать при выборе шин, т.к. для любой шины существует допустимый диапазон значений ширины обода диска на который возможно ее установить. Наиболее оптимальное значение ширины обода находится в среднем диапазона шины.
Тип кромки обода (flange)
Форма закраины обода, место где шина соединяется с диском.
Возможные обозначения для легковых авто: J, JJ, JK, K, B, D, P. Самым распространенным для легковых автомобилей является J, для внедорожников JJ.
К примеру, автомобили марки Ягуар (особенно старого образца) имеют тип закраины K, а у старых моделей WV Beetles возможны типы – P и B.
Сложность точного описания конструкции закраины обозначенного конкретной буквой связана с тем, что описание в стандарте (Standards Manual of the European Tyre and Rim Technical Organisation) очень большое и неоднозначное, поэтому кратко изложить его не получиться. Под каждой буквой скрыто множество параметров таких, как: форма контура профиля, радиус закругления, угол наклона полок обода, их высота и другие, и для разных категорий транспортных средств эти параметры свои.
Самый распространенный код J обозначает «Контур диска» (Rim Contour) только в одной категории «Коды от 10 до 26 на 5 градусов. Неразборный диск с глубоким ободом» (Code 10 to 26 on 5deg. Drop-Centre Rims). Различия между типами закраин обозначаемыми буквами B и J незначительные, но пренебрегать ими нельзя.
Область прилегания покрышки к ободу очень критична, небольшие изменения профиля борта шины приводят к сложности и даже невозможности монтажа, а также к невозможности удерживать требуемое давление внутри колеса.
Обозначения А и D контура обода попадают под категорию «Велосипеды, мотоциклы и скутеры» (Cycles, Motorcycles, and Scooters), а также возможны в категории «Промышленный транспорт и грузоподъемники» (Industrial Vehicles and Lift Trucks). Естественно, что контуры имеют совершенно разные геометрии по тем же обозначением в двух разных категориях.
Закраины с обозначением S, T, V и W относятся к категории в «Грузовые автомобили, диски с плоским ободом»( Commercial Vehicles, Flat Base Rims), а обозначения E, F G H – к категории «Грузовые автомобили, диски с разборным ободом» (Commercial Vehicles, Semi-Drop Centre Rims).
Разъемность обода
Знак «x» означает что обод неразъемный, т.е. состоит из одного элемента, а знак «-» означает – разъемный, состоит из нескольких элементов.
Неразъемный обод диска более жесткий и легкий по сравнению с разъемным, состоит из одного элемента. На такие диски возможен монтаж покрышек с эластичными бортами, поэтому применяется для колес легковых и малых грузовых автомобилей.
Разъемный обод состоит из нескольких элементов, применяется в конструкции колес автобусов и грузовых автомобилей. Борта покрышек таких автомобилей настолько жесткие, что монтаж через закраину обода не возможен.
Монтажный диаметр (rim diameter)
Посадочный диаметр обода диска, при этом высота закраин обода не учитывается. В обиходе его еще называют радиус диска, измеряется в дюймах.
При выборе покрышек должен соответствовать внутреннему (посадочному) диаметру шины.
Стандартные значения для легковых и внедорожных автомобилей: 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 и 19.
Кольцевые выступы (подкаты) H2 (hump)
Тип конструкции и количество кольцевых выступов (хампов) на посадочных полках обода, предназначенных для надежной фиксации бескамерной покрышки на диске и препятствующие оттоку воздуха при боковом воздействии на шину.
Н2 показывает, что хампы расположены с двух сторон обода, просто Н означает, что только с одной стороны. Также возможны следующие обозначения: FH – (Flat Hump) хамп плоской формы, AH – (Asymmetric Hump) имеет ассиметричную форму, CH – (Combi Hump) комбинированной формы.
Возможно полное отсутствие хампов, при этом на диске делается специальная полка SL (Special Ledge), конструкция которой спроектирована таким образом, что покрышка держится только за закраины обода и не соскакивает при движении.
Расположение крепежных отверстий [5×100]
Расположение крепежных отверстий (PCD — Pitch Circle Diameter)
Центры крепежных отверстий располагаются по окружности центр которой совпадает с центром диска.
В маркировке 5×100 цифры означают:
Стандартные значения для PCD: 98, 100, 112, 114,3, 120, 130, 139,7 преимущественно они применяются производителями автомобилей по традиции, либо обусловлено конструкцией авто.
Количество отверстий для болтов обычно от 4 до 6, но бывает и 3, и 8 и 10.
Распространенная ошибка, когда диск с PCD равным 4×98 одевают на ступицу с PCD 4×100. Ведь сложно оценить разницу между 98 и 100 мм на глаз, а приводит это к тому, что затянуть полностью можно только один болт, крепление будет затянуто с перекосом и прилегание к ступице будет не полным. Как следствие при движении возможно «биение» колеса и самопроизвольное откручивание незатянутых полностью болтов.
Вылет диска [ET40]
Вылет диска (ET – Einpress Tief)
Расстояние в миллиметрах между плоскостью, проходящей через центр поперечного сечения диска и плоскостью находящейся в зоне соприкосания диска со ступицей автомобиля (привалочной плоскостью).
Вылет диска бывает положительным, когда плоскость симметрии автомобильного диска расположена дальше, от центра автомобиля, чем привалочная плоскость и обозначается ЕТ40.
Отрицательный вылет диска обозначается как ЕТ-30 и значит, что привалочная плоскость на 30 мм дальше от центра авто, чем плоскость симметрии диска.
Возможно также значение ЕТ0 в случае когда привалочная плоскость находиться в центре симметрии диска.
Вылет диска должен полностью соответствовать значению, которое указал производитель автомобиля, в противном случае любое отклонение изменяет направления и величины сил действующие на подвеску, что в экстремальных условиях может привести к ее поломке.
Диаметр посадочного отверстия [d54,1]
Диаметр посадочного отверстия – (hub diameter, DIA)
Диаметр центрального (ступичного) отверстия диска, в миллиметрах.
В основном величина данного параметра находится в пределах 50-70 мм.
Подбирать диски надо в точном соответствии диаметра центрального отверстия диска и размера посадочного пояска на ступице автомобиля. Если диаметр посадочного отверстия диска будет меньше, то диск попросту будет невозможно одеть, а если больше, то возможно использовать центрирующее посадочное кольцо. Такие кольца обычно идут в комплекте с неоригинальными дисками, это обусловлено удешевлением производства большой партии автомобильных дисков с одинаковым размером посадочного отверстия, чем выпуск множества мелких партий с разными отверстиями.
Симметричность монтажного ручья обода [S]
Необязательное обозначение, возможные значения A и S.
Монтажный ручей – это углубление посередине обода диска, служащее для облегчения монтажа и демонтажа покрышки, если символ «S» присутствует – это значит, что обод симметричный, т.е. монтажный ручей обода симметрично расположен относительно плоскости колеса. Если присутствует символ «А» либо нет данной маркировки, тогда монтажный ручей обода расположен асимметрично (со смещением).