Интересует периодичность проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) и в каком объеме она должна проводиться?
Вы здесь
Специальная оценка условий труда (СОУТ)
12 сообщений / 0 новое
Интересует периодичность проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) и в каком объеме она должна проводиться?
Комплекс оценочных работ должен проводиться минимум один раз в 5 лет.
Также необходимо проводить оценочные мероприятия внепланово в некоторых случаях:
– для вновь созданных рабочих мест.
– при выявлении нарушений при проверке предприятий относительно соблюдения законодательства.
– реорганизация технологического процесса либо смена рабочего оборудования.
– внесение изменений в состав сырья или используемых на производстве материалов.
– смена средств защиты или обеззараживающих средств для работников.
– чрезвычайное происшествие (несчастный случай) на предприятии без вины посторонних лиц.
– профзаболевания работников, которые возникли вследствие действия неблагоприятных факторов.
– обоснованное предложение о проведении внеочередной проверки со стороны членов профсоюзной организации.
– при данных условиях в течении полугода следует организовать проведение оценочных работ.
Для проведения плановой или внеочередной спецоценки необходимо создать комиссию и утвердить работодателем план-график выполнения оценочных работ. Главой комиссии является работодатель, либо его уполномоченный представитель. В общее количество членов комиссии должны входить:
– представители организации, на которой проводится спецоценка – медицинский персонал, руководители подразделений.
– начальник охраны труда.
– члены профсоюзной организации.
Помимо комиссии предприятия должны быть в комиссии специалисты организации–оценщика, которая должна удовлетворять некоторым условиям:
– независимая относительно работодателя.
– основная направленность деятельности по уставу – проведение спецоценки условий труда.
– наличие аттестата аккредитации.
– наличие сертифицированных экспертов-оценщиков (минимальное количество – 5 человек) и медицинских работников.
– наличие специальной испытательной лаборатории для проведения исследовательских работ и измерений.
А частникам то делать надо?
Кому необходимо проводить СОУТ?
Законом о СОУТ обязанность по финансированию и организации процесса спецоценки возлагается на всех нанимателей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, у которых работают сотрудники. Соответственно, специальная оценка условий труда не требуется:
1) Предпринимателям, проводящим деятельность без найма работников;
2) Работодателям — физическим лицам.
Что подлежит оценке условий труда?
Условия труда сотрудников оцениваются по физическим параметрам их рабочих мест, т.е. мест, находящихся под контролем работодателя, на которые сотрудникам необходимо прибыть для выполнения своих должностных обязанностей. Согласно Закону о СОУТ оцениваться должны места всех работников, кроме тех, кто:
– трудится у нанимателей – физических лиц;
– работает на дому;
– выполняет работу дистанционно.
Проверка условий труда проводится по всем рабочим местам, с учётом их аналогичности. Аналогичными признаются рабочие места, которые:
– находятся в однотипных зонах, обладающих одинаковыми условиями освещения, вентиляции и отопления;
– оснащены одинаковым производственным оборудованием и средствами индивидуальной защиты;
– предполагают работу сотрудников с одинаковыми должностями и трудовыми функциями.
Несмотря на то, что проверке подвергается только пятая часть схожих рабочих мест (но не менее двух), результаты спецоценки условий труда распространяются на все аналогичные места.
Сроки проведения плановой СОУТ
С 2014 по 2018 год законодатели предусмотрели переходный период, в течение которого будут действительны результаты ранее проведённой аттестации рабочих мест и возможно поэтапное проведение комплекса оценочных мероприятий. Тем не менее, есть рабочие места, на которых СОУТ надо провести незамедлительно. В Законе о СОУТ перечисляются сроки, данные работодателям на получение первичных результатов плановой спецоценки для различных групп рабочих мест:
1) На рабочих местах, аттестованных до вступления в силу Закона о СОУТ, спецоценка производится до конца действия результатов аттестации, т.е. в течение пяти лет с момента её проведения.
Важно! По инициативе работодателя возможно досрочное проведение плановой спецоценки. Это может потребоваться в случае, когда условия труда на рабочих местах с момента проведения аттестации были улучшены, и по результатам СОУТ работодатель планирует сократить свои расходы на предоставление гарантий и компенсаций льготным категориям сотрудников.
2) На рабочих местах, действующих и не подлежащих аттестации ранее:
а) Спецоценку проводят до 31 декабря 2018 года, если тип этих рабочих мест, не перечислен в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона о СОУТ. В этот перечень попадают рабочие места сотрудников, чьи обязанности связаны исключительно с:
– работой на компьютерах;
– периодическим использованием принтеров, ксероксов, а также бытовой техники.
Однако сам процесс организации СОУТ следует проводить поэтапно и не откладывать на конец 2018 года. Ведь ажиотажный спрос на услуги экспертов и загруженность специализированных организаций – оценщиков в конце переходного периода могут создать условия, в которых получение результатов СОУТ в указанные сроки станет невозможным.
б) Спецоценка производится незамедлительно, если тип этих рабочих мест, включен в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона о СОУТ. К таким рабочим местам относятся те, труд на которых обеспечивает сотрудникам:
– досрочный выход на пенсию по старости;
– гарантии и компенсации в связи с опасными и вредными условиями работы.
В каких случаях требуется внеплановая СОУТ?
На внеплановые спецоценки переходный период не распространяется, а значит уже сейчас все работодатели, у которых возникают события, перечисленные в ст. 17 Закона о СОУТ, в течение шести месяцев обязаны провести внеплановые мероприятия оценки условий труда. К условиям, вызывающим внеплановую СОУТ, относятся:
– возникновение новых рабочих мест, в том числе и у только зарегистрированных нанимателей;
– изменение производственного процесса, состава используемых материалов и прочих факторов, которые могут оказать влияние на вредность и опасность труда для работников;
– профзаболевание сотрудника или несчастный случай на производстве, возникновение которых связано с опасными условиями работы;
– требование профсоюза;
– предписание инспекции по труду.
Кто проводит специальную оценку условий труда?
Для выявления потенциально опасных факторов, замера отклонений от нормы, а также для оформления результатов СОУТ работодатель должен привлечь на основании гражданско-правового договора специализированную организацию. Кроме того, возможно параллельно заключить договор добровольного страхования ответственности, чтобы минимизировать риск ущерба в процессе замеров, исследований и других моментов работы экспертов.
Учитывая требования Закона о СОУТ в части независимости экспертов, на список лиц, допускаемых к проведению спецоценки, накладываются ограничения. Например, не может проводить СОУТ учредитель проверяемой организации или его близкий родственник.
Специализированные организации тоже должны соответствовать прописанным в Законе о СОУТ условиям, соответствие которым подтверждается аттестацией Минтруда РФ и включением в специальный реестр, открытый к ознакомлению на сайте rosmintrud.ru. В том числе, до декабря 2018 года в этот реестр будут включены и фирмы, ранее допущенные к аттестации рабочих мест и имеющие действующий на текущую дату аттестат аккредитации.
Прежде чем заключать договор о проведении СОУТ с какой-либо фирмой, работодатель должен проверить её соответствие всем требованиям законодательства. В противном случае, результаты проведённой спецоценки условий труда могут быть аннулированы трудовой инспекцией, а нанимателю придётся нести расходы на проведение повторной, внеплановой оценки.
Результаты специальной оценки условий труда
Итоги СОУТ оформляются в виде отчёта экспертной организации по утвержденной Минтрудом форме. В документе отражается список конкретных рабочих мест и установленные для них классы и подклассы условий труда. Результаты СОУТ начинают действовать с даты подписания отчёта и обязывают работодателя:
– перечислять в ПФР дополнительные взносы (для классов «вредный» — от 2 до 7% и «опасный» — 8%);
– предоставлять необходимые гарантии и компенсации сотрудникам;
– снабдить работников средствами необходимой защиты;
– проводить мероприятия, влияющие на минимизацию и устранения вредности и опасности факторов производства;
– осуществлять контроль за сохранением безопасности рабочих мест, включенных в классы «оптимальный» и «допустимый».
С отчётом должны быть в следующие 30 календарных дней ознакомлены все сотрудники, чьи рабочие места были проверены в ходе СОУТ. Если работник не согласен с результатами, он вправе затребовать госэкспертизу в отношении своего рабочего места. Если итоги СОУТ не устраивают организацию-нанимателя, он может подать заявление в Министерство труда и соцзащиты, обжаловать необоснованные или неточные результаты проверки и провести повторную спецоценку.
Кроме того, в течение следующего месяца результаты СОУТ должны быть выложены организацией-работодателем на официальный интернет-сайт (при его наличии). Территориальный орган ФСС уведомляется в сроки, предусмотренные для сдачи текущей отчётности, а информация подаётся путём включения в раздел 10 формы 4-ФСС.
Ответственность за нарушения в области СОУТ
За первый год действия Закона о СОУТ было зафиксировано более 23 тыс., а за половину 2015 года – свыше 11 тыс. фактов несоблюдения трудового законодательства. По мнению Федеральной службы труда и занятости, проанализировавшей выявленные нарушения, наиболее часто встречающимися проступками работодателя являются:
1) Непроведение СОУТ в случаях, когда она необходима;
2) Недоведение до сотрудников результатов СОУТ;
3) Нарушение порядка проведения СОУТ в части:
– непривлечения специализированной организации;
– отсутствия комиссии или непривлечение в ее состав работников;
– анализа не всех полагающихся рабочих мест;
4) Отсутствие должного оформления результатов специальной оценки условий труда;
5) Непредставления в должном объёме гарантий и компенсаций на основании присвоенных классов условий труда.
К ответственности за нарушения в области СОУТ могут привлечь как саму организацию, допустившую проступок, так и её должностных лиц (руководителя, специалиста по охране труда или иное лицо, на которое в силу должности или приказа директора возложена ответственность по проведению СОУТ). Причём применение наказания к юридическому лицу может быть произведено одновременно с привлечением к административной ответственности ответственных сотрудников, что исходит из анализа ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ.
Административное наказание за непроведение или нарушение порядка организации СОУТ определяется в соответствии со ст. 5.27.1 КоАП РФ, а его форма и размер зависят от ряда факторов:
– в отношении кого применяется (юридическое лицо, ИП или должностное лицо);
– привлечение к ответственности первичное или повторное;
– отсутствие угрозы для жизни и здоровья (предупреждение или штраф) или причинение вреда сотрудникам (приостановление деятельности и дисквалификация лиц) вследствие проступка работодателя.
Размеры штрафов предусмотрены:
– Для организаций – 60-80 тыс. руб. при первичном и 100-200 тыс. руб. при повторном проступке;
– Для ИП и должностных лиц – 5-10 тыс. руб. при первичном и 30-40 т. руб. при повторном проступке.
Когда нарушение повлекло за собой возникновение угрозы здоровью людей или несчастный случай, то наказание может быть применено в форме приостановления деятельности юридического лица или ИП на 90 суток, а должностные лица, привлеченные к ответственности, дисквалифицируются на срок от года до 3 лет.
Страницы