3 июня 2016 года во Всероссийском научно-исследовательском институте авиационных материалов (ВИАМ) прошел круглый стол «Сварка и пайка в авиастроении».
На мероприятии выступили ученые и специалисты ведущих предприятий и научно-исследовательских институтов авиакосмической и смежных отраслей промышленности, в сферу профессиональных компетенций которых входят методы соединения материалов. Круглый стол был организован совместно с технологической платформой «Материалы и технологии металлургии».
Открыла мероприятие начальник Научно-исследовательского отделения «Жаропрочные литейные и деформируемые сплавы и стали, защитные покрытия для деталей ГТД» ВИАМ, кандидат технических наук Ольга Геннадиевна Оспенникова. Она отметила, что круглый стол является площадкой, где специалисты научных и производственных организаций имеют возможность обмениваться опытом в области сварки и пайки конструкционных материалов применительно к изделиям новой авиационной техники.
По ее словам, в современном материаловедении все большее значение приобретают новые технологии, например, технологии сварки в твердой фазе, а также ротационная сварка трением, линейная сварка трением, диффузионная сварка и диффузионная пайка.
Она заявила, что одним из последних достижений в области диффузионной сварки стало создание широкохордной лопатки двигателя ПД-14. «Это технология нового поколения, где качество изделия определяется совершенством технологии, причем ключевую роль здесь играет диффузионная сварка. Именно качество сварки определяет качество лопатки и ее работоспособность», – подчеркнула начальник НИО ВИАМ.
Кроме того, Ольга Оспенникова отметила необходимость создания в нашей стране центра, интегрирующего исследования в области сварки и пайки. «Мы считаем необходимым создать подобный центр на основе ключевых отраслевых институтов и вузов, таких как ВИАМ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, СПбПУ Петра Великого, ЦНИИ КМ «Прометей». Например, в Советском Союзе таким центром являлся Институт электросварки имени Е.О. Патона».
Далее начальник лаборатории ВИАМ, доктор технических наук Владимир Иванович Лукин выступил с докладом «Сварка и пайка в авиастроении». Он сообщил, что создание высокоэффективных изделий авиационно-космической техники невозможно без успешного решения вопросов, связанных с разработкой новых материалов различного назначения, а также технологических процессов их переработки при изготовлении деталей планера, корпусов ракет, двигательных установок, агрегатов.
«Технологии сварки и пайки являются основными технологическими процессами получения неразъемных соединений на стадии изготовления деталей узлов, агрегатов для изделий авиационных техники, – отметил представитель ВИАМ. – Это позволяет значительно снизить трудоемкость, вес, энергозатраты, повысить ресурс, надежность, экологическую безопасность, что в конечном итоге заметно влияет на экономические показатели изготовления и эксплуатационные расходы изделий новой техники».
По его словам, применение высокопрочных алюминий-литиевых сплавов в сварных конструкциях позволяет получать выигрыш в массе до 24%. «А использование технологий высокотемпературной пайки и технологий сварки в твердой фазе при изготовлении конструкций типа «блиск» или «блинг» снижает их массу на 30%», – сообщил он.
Начальник лаборатории ВИАМ, кандидат технических наук Александр Геннадьевич Евгенов в своем докладе рассмотрел аспекты применения отечественных металлических порошков сплавов ЭП718 и ЭП648 для восстановления геометрии деталей ГТД лазерной газопорошковой наплавкой.
Сотрудник ВИАМ Александр Николаевич Афанасьев-Ходыкин представил доклад «Новые высокотехнологичные полуфабрикаты припоев и технологии пайки», в котором рассмотрел основные типы припоев, применяемые для пайки жаропрочных сплавов и сталей, а также привел их характеристики и особенности.
Кроме того, докладчик рассказал о применении технологии высокотемпературной пайки при изготовлении изделий авиационной техники.
Представитель ВИАМ Евгений Викторович Голев сделал доклад «Технологии сварки плавлением новых жаропрочных никелевых сплавов».
Максим Львович Саморуков (ВИАМ) рассказал о технологиях ротационной и линейной сварки трением для изготовления деталей ГТД.
Алексей Алексеевич Скупов из ВИАМ сообщил о разработке присадочных материалов для сварки высокопрочных алюминий-литиевых сплавов.
Сотрудник ВИАМ Михаил Дмитриевич Пантелеев подготовил доклад «Эффективность применения присадочных материалов при лазерной сварке высокопрочных алюминий-литиевых сплавов». «Установлено, что применение присадочных материалов системы Al-Cu, легированных редкоземельными металлами, улучшает формирование сварного шва, снижает вероятность образования дефектов типа рыхлоты по границам зерен и повышает механические свойства сварных соединений», – отметил докладчик.
Представитель Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева–КАИ, кандидат экономических наук Сергей Вячеславович Курынцев в своем докладе затронул основные проблемы и перспективы применения лазерной сварки алюминия в авиастроении. Кроме того, он представил методы и способы повышения качества сварных соединений из алюминиевых сплавов, полученных лазерной сваркой.
После обмена мнениями по тематике круглого стола его участники отметили, что технологии соединения современных конструкционных материалов играют важнейшую роль в обеспечении тактико-технических характеристик изделий новой техники. В этой связи они подтвердили необходимость дальнейшей разработки технологий сварки плавлением, сварки в твердой фазе, а также высокотемпературной пайки.
Кроме того, участники мероприятия признали целесообразным организацию на базе ВИАМ и других ведущих научных и производственных предприятий единого координационного центра по разработке технологий соединения материалов и исследованию свариваемости.
- 652 просмотра
Добавить комментарий