Вы здесь

Хронология открытий в электрохимии

 Хронология открытий в электрохимии

1786
Итальянский физиолог Л. Гальвани в своих знаменитых опытах показал, что если прикладывать два различных металла к оголенному нерву лягушки, то возникает мускульное сокращение, аналогичное тому, которое вызывается разрядом лейденской банки, назвав «животным электричеством».
1794
Итальянский ученый А. Вольта дал правильное истолкование «животному электричеству», открытому Л. Гальвани, указав, что причиной такого «гальванического» эффекта является контакт двух разнородных металлов между собой.
1800
А. Вольта сообщил о создании батареи первичных элементов, получившей название «вольтов столб», состоящей из медных и цинковых кружков, переложенных сукном или картоном, смоченным раствором гидроксида калия
У. Николсон и А. Карлейль провели электролиз воды.
1801
Русский естествоиспытатель А.А. Мусин-Пушкин продемонстрировал химическое действие вольтова столба.
В.В. Петров в Петербургской медико-хирургической академии соорудил «Вольтов столб» из 4200 кружков, переложенных бумагой с раствором нашатыря, с помощью которого открыл явление электрической дуги.
1802
Готеро открыл поляризацию платиновой проволоки при прохождении электрического тока через элемент, который он применял для изучения разложения воды. Он нашел, что слабый ток шел в обратном направлении, когда он соединял проволоки после отсоединения их от источника тока.
1803
Риттер повторил опыт Готеро и начал строить маленькие элементы из пластинок различных металлов, включая золото и серебро. А также своеобразный аккумулятор, собранный из 50 медных пластин, которые отделялись друг от друга картонными прокладками, пропитанными раствором поваренной соли. После зарядки указанный аккумулятор мог разлагать воду и, будучи замкнут накоротко тонкой проволокой, расплавлял ее.
В.В. Петров опубликовал результаты своих опытов по электролизу окислов ртути, свинца и олова, воды и органических соединений.
1805
Ф.Ф. Гротгус разработал теорию электропроводности растворов.
1807
Х. Дэви впервые выделил щелочные металлы электролизом расплавов солей.
Профессор Московского университета Ф.Ф. Рейс открыл явления электроосмоса и электрофореза.
1807–1808
Получены электролизом неизвестные до тех пор металлы – натрий и калий.
1813
Х. Дэви описал явление электрической дуги (открытой В.В. Петровым), за что ему и стали приписывать это открытие.
1819
Х. Эрстед наблюдал явление магнитного действия электрического тока.
Ф. Ф. Гротгус первый высказал идеи электролитической диссоциации.
1822
Ученым Зеебеком открыт принцип действия термоэлемента, основанный на известном явлении возникновения ЭДС при нагревании места стыка двух проводников из различных сплавов.
1825
Г. Ом установил прямую зависимость силы тока от напряжения в цепи.
1826
А. Ампер разработал теоретические основы электродинамики.
1830
Шиллингом были использованы элементы для работы изобретенного им электрического телеграфа.
М. Фарадей открыл законы, установившие количественное соотношение между затратой электричества и полученными продуктами электролиза.
1831
М. Фарадей открыл явление электромагнитной индукции.
1833
Применение диполяризаторов, обеспечивших более устойчивую ЭДС элемента.
1833–1834
М. Фарадей открыл законы электролиза.
1835
М. Фарадей опубликовал «Некоторые практические указания по вопросу конструирования гальванической батареи и пользования ею».
1836
Дж. Ф. Даниэль создал элемент (элемент Даниэла), в котором окислителем служили медные ионы в водном растворе.
Академик Б.С. Якоби создал элемент, в котором цинковый электрод находился в растворе нашатыря (хлорида аммония).
1838
Б.С. Якоби разработал электродвигатель для первого в мире электросудна, в качестве источника энергии служила батарея из 320 элементов Даниэля-Якоби.
Б.С. Якоби открыл гальванопластику. Позднее англичанин Спенсер пытался оспаривать первенство русского ученого.
1839
У. Грове создал первые образцы топливных кислородно-водородных элементов.
1840-е
В Петербурге появились первые гальванические производства, на которых источниками энергии служили крупные медно-цинковые батареи.
1840
Э.Х. Ленц разработал методику измерения, произвел обширные исследования по электропроводности растворов.
1841
Замена одного из металлических электродов угольным электродом, понизившая стоимость изготовления элемента.
1841–1843
Д. Джоуль опубликовал работы по тепловому действию электрического тока.
1847
Открытие Б.С. Якоби получило в России свое первое промышленное применение для рафинирования меди. Лишь в 1865 году этот процесс стали применять в других странах.
1853
Томсоном дано объяснение явлению термоЭДС и разработаны теоретические предпосылки термоэлектричества.
1854
Синштедтеном впервые было открыто, что свинцовые пластины являются наиболее подходящим материалом для аккумуляторов.
1859
Французским изобретателем Гастон Планте создан первый работающий свинцовый аккумулятор, состоявший из двух спирально свернутых и разделенных сепаратором листов свинца, погруженных в раствор серной кислоты.
1865
Д.И. Менделеев создал химическую теорию растворов.
Француз Ж. Л. Лекланше предложил марганцево-цинковый элемент с солевым электролитом, известны под названием «сухие элементы».
1867
Предложен аккумулятор с отрицательным электродом из металлического цинка и положительным из окиси никеля.
1869
В Петербурге Клейн разработал гальванопластику железа.
1870-е
Появление первых электрохимических заводов для электрорафинирования меди.
1870
Изобретение динамомашины.
1872
Г. Планте стал использовать при изготовлении аккумуляторов прокладки из каучуковой ленты, так как сукно плохо предохраняло пластины от соприкосновения между собой.
1876–1891
П.Н. Яблочковым получены привилегии на непосредственное получение электроэнергии окислением угля.
1877
Э.Х. Ленц ввел одно из основных понятий электрохимии – понятие об эквивалентной электропроводности.
1878
Мэшем сконструирован элемент воздушной деполяризации.
1880
Ф. Лаландом создал марганцево-цинковый элемент с загущенным электролитом.
К. Фор предложил изготавливать электроды путем намазки на свинцовые листы пасты из окислов свинца и серной кислоты.
П.Н. Яблочков получил привилегии на устройство топливного элемента, предназначавшегося для непосредственного превращения энергии сгорания угля в электрическую энергию.
1881
Предложена к использованию в качестве основы пастированных пластин не листы, а свинцовую решетку (Э. Фолькмар, Дж. Селлон).
К. Фор, продолжая работу Г. Планте, запатентовал изобретенный им свинцовый аккумулятор, в котором слой активной массы получался не в результате окисления поверхности свинцовых пластин, а из слоя пасты.
Ф. Лаландом, Ж. Шапероном создан первый образец щелочного медно-цинкового элемента.
Ж. Раффард, использовав усовершенствованную аккумуляторную батарею Г. Планте, построил электроэкипаж как прообраз современного автомобиля.
Первая попытка электрического освещения железнодорожных вагонов.
1882
Дж. Селлон запатентовал видоизмененные свинцовые решетки, имевшие своим назначением лучше удерживать активные материалы.
Н.Н. Бенардос, использовав оригинальную конструкцию аккумуляторной батареи, выдерживающей очень сильные разрядные токи, изобрел электросварку.
П.Н. Яблочков получил привилегию на гальванический элемент со щелочными металлами.
Свинцовые аккумуляторы были применены для освещения поездов и театров, на Пенсильванской железной дороге (США) появилось поездное освещение.
Лаландом разработаны элементы с положительным электродом из оксидов меди, отрицательным электродом из цинка и электролитом – раствором гидроксида натрия (медно-окисные элементы).
1883
В Чикаго (США) появилась частная осветительная установка.
1884
Кларком предложены ртутно-цинковые элементы.
П.Н. Яблочков получил привилегию на элемент с тремя электродами, в котором вредное влияние поляризации использовалось для возбуждения новой ЭДС.
Открытие окиснортутных элементов с жидким электролитом.
В России впервые изготовлены аккумуляторы в Минном офицерском классе в Кронштадте под руководством Н.Ф. Иорданского и Е.П. Тверетинова.
Генри Тюдор начал строить аккумуляторы, применяя комбинированный способ изготовления пластин, а именно: активную массу на положительной пластине он получал путем длительного формования (по способу Планте), а на отрицательной – по способу Фора, т.е. на нее наносилась уже готовая активная масса.
1885
Дун изобрел аккумулятор, который в качестве электролита имел едкий натр или едкий калий.
Установлена первая стационарная батарея для центральных станций в Филипсбурге (США).
1886–1888
Появление заводов для электролитического получения алюминия и хлорноватокислых солей.
1888
Корренс запатентовал «Решетку Корренса», состоящую из двух решеток, ребра которых треугольного сечения острыми вершинами направлены внутрь, так что активный материал надежно удерживался в решетке.
1889
Шооп запатентовал студневой электролит для свинцовых аккумуляторов.
И.А. Каблуков открыл явление аномальной электропроводности.
1890
Вудворд предложил трубчатую конструкцию электрода.
Появились заводы для электролитического получения хлора и щелочи и металлического натрия, а затем для электролиза воды, электролитического рафинирования никеля и т.д.
1893–1894
В Нью-Йорке на городских электрических дорогах стали использовать щелочные медно-цинковые аккумуляторы Вадделя и Энтца.
1894
В. Оствальд впервые научно сформулировал проблему топливных элементов, т.е. указал на принципиальную возможность использования топлива в электрохимических реакциях со значительно более высокими значениями КПД, чем в тепловых машинах.
Первое удачное применение аккумуляторов для движения электрических экипажей.
1896
В штате Колумбия (США) появилась первая в мире компания, начавшая выпуск сухих элементов и батарей в промышленных масштабах. Называлась она National Carbon Company, впоследствии ее название было изменено на Eveready, а затем на Energizer.
1898
Шведский ученый В. Юнгнер впервые высказал идею превращения серебряно-цинкового элемента в аккумулятор.
1899
В. Юнгнер получил патент на никель-кадмиевый аккумулятор.
1900
Фирма Varta выпустила стартерный аккумулятор для запуска автомобильного двигателя.
1901
Т.Ф. Михайловский получил патент на никель-цинковый аккумулятор.
Т.А. Эдисон получил патент на никель-железный аккумулятор.
1902
И.А. Каблуков написал первый в России учебник общей электрохимии.
1908
Эдисоном запатентована добавка гидрата окиси лития к электролиту для никель-кадмиевых и никель-железных аккумуляторов.
1910
Начало массового производства щелочных аккумуляторов.
1912
Дж. Льюисом и группой ученых начаты эксперименты с литиевыми батареями.
Использование в качестве деполяризатора атмосферного воздуха.
1918
Стандартизированы эбонитовые баки для стартерных и осветительных батарей.
1921
П.П. Федотьев издал первый в России учебник технической электрохимии.
1928
Первые опыты с новым вариантом электродов (НК и НЖ) на основе спеченного пористого никеля. Получение патента в Германии фирмой И. Г. Фарбениндустри.
1930-е
Создание герметичных щелочных аккумуляторов.
1932
Немецкие ученые Шлехт и Аккурман изобрели прессованные пластины для аккумуляторных батарей.
1933
Создание никель-кадмиевого аккумулятора в СССР коллективом Центральной аккумуляторной лаборатории и коллективом химических источников электрической энергии Государственного университета.
1935
Шоттки предложил использовать в топливных элементах твердые электролиты с ионной проводимостью.
1938
Л. Джунгфер основал фирму Baren. Начиная с 1939 г. фирмой были изготовлены батареи почти для каждой области применения.
1939–1944
П.М. Спиридонов разработал в лаборатории академика А.Н. Фрумкина в Физико-химическом институте имени Л.Я. Карпова водородно-кислородные элементы с пористыми электродами диффузионного типа.
1942
А. Андре создал перезаряжаемый серебряно-цинковый аккумулятор с растворимым цинковым электродом.
В Италии Г. Долсетта основал фирму FIAMM выпускающей стартерные, тяговые и стационарные аккумуляторы.
1943
В США выпущены первые резервные хлорсеребряно-магниевые элементы (Mg | AgCl).
А. Андре разработан нерастворимый цинковый электрод.
1943–1944
Организовано производство серебряно-цинковых перезаряжаемых ХИТ.
1946
Началась разработка первичных марганцево-магниевых элементов.
1947
Французский ученый Нойман разработал первую герметичную никель-кадмиевую батарею.
О.К. Давтян опубликовал результаты своих многолетних работ по созданию водородно-кислородных элементов, работающих в водных растворах, и по созданию высокотемпературных элементов, работающих с использованием твердого электролита.
1949
В США начат выпуск резервных хлористомедно-магниевых элементов (Mg | CuCl).
В СССР начаты разработки серебряно-цинковых аккумуляторов.
А.Ф. Иоффе предложил использовать явление термоэлектронной эмиссии для создания вакуумных термоэлементов.
В СССР начата разработка технологии производства щелочных аккумуляторов с безламельными металлокерамическими электродами.
1950-е
Начало производства ртутно-цинковых элементов.
Налажено производство герметичных никель-кадмиевых и серебряно-кадмиевых аккумуляторов.
Появились марганцево-цинковые элементы с щелочным электролитом.
1952
А. Андре предложил современный прототип серебряно-цинкового аккумулятора с нерастворимым цинковым электродом.
Появление водородно-кислородного топливного элемента Бэкона высокого давления.
1953–1960
Получены патенты и авторские свидетельства на создание серебряно-кадмиевые аккумуляторов в ФРГ, Франции, США и СССР.
1955
В СССР осуществлено промышленное производство серебряно-цинковых аккумуляторов.
Изобретатель А.Г. Пресняков описал «газовый» аккумулятор.
1956
Начало промышленного выпуска серебряно-кадмиевых аккумуляторов за рубежом фирмой Yardney.
Компания Energizer выпустила 9-вольтовые элементы.
1958
В Англии под руководством Бэкона была создана батарея элементов мощностью 5 кВт. Батарея состояла из 40 последовательно соединенных элементов Бэкона.
1959
Компания Energizer выпустила первые алкалиновые элементы.
1960-е
Начало производства воздушно-цинковых элементов.
Начало разработки серебряно-кадмиевых аккумуляторов в СССР.
1962
Сделан доклад на конференции электрохимического общества в Бостоне, сообщающий о выводе уравнения, описывающего разрядные кривые аккумуляторов.
1963
Сотрудниками исследовательской лаборатории «General Motors» опубликована статья, в которой даны рекомендации по использованию уравнения Пейкерта для выражения времени разряда и емкости кислотных и некоторых типов щелочных аккумуляторов как функции постоянного разрядного тока.
1964
Получен патент в СССР на никель-водородные и серебряно-водородные аккумуляторы (А.И. Клосс и Б.И. Центер). Аккумуляторы были созданы в СССР во Всесоюзном научно-исследовательском аккумуляторном институте (г. Ленинград).
Говардом разработан метод, позволяющий быстро и с достаточной точностью (±15 %) определить размеры различных типов аккумуляторных батарей для различных случаев применения.
1965–1970
Начало промышленного выпуска серебряно-кадмиевых аккумуляторов в СССР.
1966
Фирмой Ford предложен высокотемпературный серно-натриевый аккумулятор с использованием твердого полиалюмината натрия в качестве электролита.
1970-е
Появление первичных элементов с литиевым анодом.
Создание образцов перезаряжаемых марганцево-цинковых ХИТ.
Создание необслуживаемых свинцово-кислотных батарей, способных работать в любом положении.
Освоено производство воздушно-цинковых элементов в СССР средней и большой емкости призматической конструкции.
1971
Получены патенты на никель-водородные аккумуляторы в США, ФРГ и в Великобритании (А.И. Клосс, Б.И. Центер В.М. Сергеев).
1973
П. Райт с сотрудниками впервые приготовили полимерный электролит из полиэтиленоксида.
1975
. Уертс получил патент на аккумулятор системы хлорид металла-натрий.
1978
М. Арманд с сотрудниками предложил использовать полимерные электролиты в перезаряжаемых литиевых источниках тока (ПЛИТ).
1982
Б. И. Центер и Н. Ю. Лызлов предложили аккумулятор на основе системы диоксид свинца-водород.
1986
Основана канадская компания Battery Technologies, Inc., выпускающая перезаряжаемые марганцево-цинковые ХИТ.
1990-е
Организовано производство литий-полимерных аккумуляторов.
Налажено производство марганцево-цинковых перезаряжаемых ХИТ.
Развернуты работы по созданию ПЛИТ с гель-полимерным электролитом (США, Япония, Франция, ФРГ и другие страны).
Прекращение выпуска серебряно-цинковых элементов в России.
1990
Налажено производство никель-металлгидридных аккумуляторов.
1991
Организовано производство литий-ионных аккумуляторов (фирма Sony).
1992
В Канаде начато производство перезаряжаемых алкалиновых батарей.
1995
На автомобильной выставке в Токио впервые показана литий-ионная батарея для электромобиля.
1996
Фирма Bellcore (США) сообщила о разработке ПЛИТ с микропористым полимерным электролитом.
1997
Широкомасштабный выпуск литий-ионных аккумуляторов.
1998
Фирмой Hydro Quebec была разработана батарея ПЛИТ с сухими полимерными электролитами.
2001
Появились первые топливные элементы с протонно-обменной мембраной.

 Литература

  1. Химические источники тока: Справочник / Под ред. Н.В. Коровина и А.М. Скудина. – М.: МЭИ, 2003. – 740 с.
  2. Химические источники тока / В.С. Багоцкий, А.М. Скундин. М.: Энергоиздат, 1981. – 360 с.
  3. Химические источники тока / В.Н. Варыпаев, М.А. Дасоян, В.А. Никольский; Под ред. В.Н. Варыпаева. – М.: Высшая школа, 1990. – 240 с.
  4. Химические источники тока / Я.Е. Гинделис. Саратов: Полифист. 1984. – 174 с.
  5. Малогабаритные источники тока / В.А. Орлов. М., Воениздат. 1970. – 224 с.
  6. Химические источники тока / В.В. Романов, Ю.М. Хашев. М.: Советское радио, 1968, 384 с.
  7. Химические источники тока / А.П. Окатов. Л.: ГХИ. 1948. – 345 с.
  8. Химические источники тока / В.В. Романов, Ю.М. Хашев. М.: Советское радио, 1978, 264 с.
  9. Газовый аккумулятор / А.Г. Пресняков. М.: Госэнегоиздат. 1956. – 20 с.
  10. Аккумуляторы / Д.А. Хрусталев. – М.: Изумруд, 2003. – 224 с.
  11. Введение в электрохимию / С. Глесстон. М.: Издательство ИЛ, 1951. – 769 с.
  12. Металл-водородные электрохимические системы / Б.И. Центер, Н.Ю. Лызлов. Л.: Химия, 1989. – 282 с.
  13. Технология электрохимических производств / В.Г. Хомяков, В.П. Машовец, Л.Л. Кузьмин. М.: ГХИ. 1949. – 674 с.
  14. Герметичные химические источники тока: Элементы и аккумуляторы: Справочник / А.А. Таганова, Ю.И. Бубнов, С.Б. Орлов. – СПб.: Химиздат, 2005. – 264 с.
  15. Аккумуляторные батареи. Общий курс физических и химических свойств вторичных батарей и их техническое применение / Д.В. Вайнел. М. ОНТИ. 1937. – 400 с.
  16. Современные источники электропитания / В.Ю. Рогинский. «Энергия» Л., 1969. 104 с.
  17. Химические источники электрической энергии для летательных аппаратов / Т.Н. Калайда. Л.: ЛВИКА им. А.Ф. Можайского. 1965., 268 с.
  18. Элементы и аккумуляторы и применение их в установках связи / Г.Г. Морозов, А.И. Поляков. М.: Воениздат. 1933. 341 с.
  19. Прикладная электрохимия / Под ред. Н.П. Федотьева. Л.: ГОСХИМИЗДАТ. 1962. – 639 с.

Добавить комментарий