Вы здесь

«Наука» не взлетит. Как Роскосмос потратил 22 года впустую

Последнее сообщение
4 сообщения / 0 новое
Сергуня
Аватар пользователя Сергуня
Ответов: 342
Зарегистрирован: 15/03/2016

Российский космический лабораторный модуль «Наука» не будет запущен на МКС в связи с невозможностью устранения проблем с двигательной системой и общим устареванием компонентов. Чем это грозит российскому космосу — разбирался журналист Лайфа Михаил Котов.

Знаете, как сильно хочется написать о современной российской космонавтике что-то хорошее? Мы смогли, добились, запустили. Такие новости и статьи писать легко и приятно. Хочется поделиться с каждым, рассказать о том, чего нам удалось достичь и как важно это для всей человеческой цивилизации. Но… Один за другим появляются совершенно иные новостные поводы. Один хуже другого. И большинство от «Роскосмоса».

В конце прошлой недели на заседании экспертного совета военно-промышленной комиссии России, где говорилось о стратегии развития «Роскосмоса», из слайдов презентаций стало понятно, что старт лабораторного модуля «Наука» к МКС отложен как минимум на год — до конца 2018 года. Вчера же информационные агентства сообщили, что «Науку» вообще могут не запустить, так как за 22 года «все резиновые элементы модуля уже устарели и не отвечают предъявляемым к ним требованиям».

Если эту информацию подтвердит «Роскосмос», то окажется, что проект, длившийся более двадцати лет, просто пропал втуне, обернувшись вместо российского космического триумфа грандиозным пшиком.

Звоночки о том, что это случится, прозвучали уже несколько месяцев назад. Сначала среди планируемых пусков на 2017 год не удалось обнаружить запись о старте ракеты с модулем «Наука» к МКС. Само по себе это ни о чём не говорит, всегда могут добавить в последний момент, но заставляет задуматься.

Затем в сетевой версии американского издания Popular Mechanics появилась информация, что последние три года работы центра имени Хруничева над очисткой топливной системы многофункционального лабораторного модуля закончились ничем. Загрязнение так и не удалось ликвидировать. Однако российское официальные лица молчали или говорили о том, что всё с «Наукой» в порядке.

Судя по крупицам информации, появившимся сейчас, в возможность запустить этот модуль в космос не верит уже никто. Осталось только получить официальное добро на отмену всех работ.

Работы над этим модулем начались в 1995 году. Предполагалось, что «Науку» создадут на основе дублирующего модуля «Заря» и она станет самым большим российским сегментом Международной космической станции. В настоящее время российская часть орбитального комплекса включает функционально-грузовой блок «Заря», служебный модуль «Звезда», стыковочный модуль-отсек «Пирс», а также малый исследовательский модуль «Поиск» и стыковочно-грузовой модуль «Рассвет».

Проблемы с финансированием затормозили своевременное создание «Науки», и модуль был готов лишь к 2013 году. Первоначальный срок запуска назначили на 2014 год, затем отложили, ещё раз отложили и вновь. И вот уже сроки перенесены на конец 2017 года. Его объявили самым точным дедлайном.

Впоследствии стало известно, что в 2013 году в двигательной системе «Науки» были обнаружены загрязнения. Модуль был отправлен обратно, в центр имени Хруничева, где его в течение нескольких лет пытались вернуть к жизни. Это сложнейшая работа, так как двигательная система лабораторного модуля включает сотни метров топливопроводов и различных шлангов, каждый из которых необходимо промыть и очистить. Впрочем, как стало известно недавно, весь комплекс работ оказался бесполезным.

В настоящее время для устранения загрязнений (металлического порошка, образовавшегося при изготовлении модуля) предлагается разрезать топливные баки, чтобы очистить их изнутри, а затем сварить заново. Эти работы займут около года. Что делали в течение предыдущих нескольких лет, остаётся загадкой.

Ещё более таинственными выглядят заявления о «резинках», которые нельзя заменить. Раз уже модуль едва ли не целиком собирается и разбирается, то невозможность замены резинок без технического обоснования звучит странно. Впрочем, в этом вопросе специалистам, отвечающим за безопасность полёта и проводимых работ, виднее.

Чего же мы лишаемся в случае невыхода «Науки» на работу? На этот модуль были главные российские надежды в связи с близящимся в 2024 году окончанием контракта на совместное использование МКС между США и Россией. В свете близящегося развода российские космочиновники рассматривали вариант отделения отечественной части станции и начало самостоятельной работы. Для этого предполагалось добавить к российским сегментам три модуля: лабораторную «Науку», а также узловой и энергетический сегменты. Без этого самостоятельная работа российской части станции малореальна, а о том, чтобы летать на МКС только ради полётов, уже сказал недавно Дмитрий Рогозин. По его словам, отрасли нужны заказчики, заинтересованные в результате, а не в процессе, как это часто бывает сейчас.

Впрочем, без «Науки» у нас и процесса никакого не будет. В модуле были предусмотрены унифицированные рабочие места и устройства для подключения научного оборудования как внутри станции, так и за бортом. Кроме всего прочего, при помощи европейского манипулятора ERA предполагалось проводить многие научные эксперименты, не выходя в открытый космос, что помогло бы сократить издержки. «Наука» должна была заниматься не только собственно научными задачами, но и обеспечивать МКС кислородом, регенерировать воду из мочи и управлять ориентацией станции по каналу крена.

В принципе, задача этого модуля — стать основой для продолжения развёртывания станции, обеспечить порты для транспортных кораблей и других исследовательских модулей. Название «лабораторный» не отражает всей важности «Науки» в жизни станции.

Недавно было принято решение об уменьшении российского экипажа МКС на одного космонавта с возвращением полноценных полётов после запуска лабораторного модуля. Что будут делать теперь, неизвестно. Сразу же становится неактуальным и запланированный на август выход в открытый космос. В настоящее время его основная цель — подготовить стыковочное место для «Науки», а если её нет, то и готовить ничего не требуется.

Хорошо (вернее, плохо), «Наука» не летит в космос. Какие есть варианты у «Роскосмоса»? Самым адекватным решением выглядит не попытка замалчивать до последнего, а в кратчайшие сроки провести дефектацию и определить, всё плохо или всё очень плохо. Главное — не обманывать самих себя возможностью тихой сапой перенести сроки ещё на год в ожидании, что проблема рассосётся. Работы над «Наукой» велись уже четыре года, и надежды на лучшее почти не осталось.

Почему такая срочность? Всё дело в том, что до раздела имущества с американцами в 2024 году осталось совсем мало времени. Если к этому моменту на российском сегменте не будет стоять набора из лабораторного, узлового и топливного модулей, то само существование российской части орбитальной станции окажется под вопросом.

С нынешними бюджетами и Федеральной космической программой второго шанса запустить серьёзную научную станцию у России просто не будет. Тогда вся космическая программа может автоматом скукожиться до двух-трёх запусков военных спутников в год и наблюдению за тем, как умирают космодромы.

Сейчас, как никогда, нужна жёсткая воля и чёткое, без прикрас понимание ситуации. Вместо этого происходит обратное: переносы задним числом, как можно тише, тогда как требуется решать проблему, находить средства и стараться успеть к сроку. Как уже было сказано одним очень умным животным: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!»

Как Роскосмос потратил 22 года впустую
Nikolai
Аватар пользователя Nikolai
Ответов: 3485
Зарегистрирован: 15/01/2013

Роскосмос: будущее за возвращаемыми ступенями ракет SpaceX

Будущее за возвращаемыми первыми ступенями ракет-носителей, но сейчас они дают лишь 10%-ную экономию по сравнению с затопляемыми ступенями, и SpaceX потребуется время, чтобы отработать технологию и доказать её финансовую эффективность, считает гендиректор госкорпорации «Роскосмос» Игорь Комаров.

«Если говорить в отношении технологии многократного использования первых ступеней, будет ли за этим будущее? Да, за этим, мы уверены, будущее. И, наверное, надо откровенно сказать, что есть определенное отставание у нас в этих технологиях. Но то состояние, в котором сейчас находятся эти разработки, и те результаты, которые показывают, то, что всего 10% идет экономия с повторным использованием первых ступеней, о которой заявляют SpaceX, показывают, что, наверное, не так быстро всё получится, и вопросы эффективности решатся», — сказал Комаров в интервью телеканалу НТВ.

«При этом надо понимать, что стоимость страховки и риски, которые связаны с повторным использованием, в ближайшие годы будут достаточно серьезными. И они будут приводить к существенному росту затрат», — добавил Комаров.

Он отметил при этом, что Роскосмос никогда не рассматривал Илона Маска (создателя компании SpaceX) исключительно как смелого визионера, сконцентрированного на создании эффектного образа, а не достижении прагматических целей.

«Как к фантасту мы к нему никогда не относились, мы видели его абсолютную прагматичность, поиск слабых мест, на которых он именно сконцентрировал свои усилия, и шел по пути, который наметил», — сказал гендиректор Роскосмоса.

Игорь Комаров
Nikolai
Аватар пользователя Nikolai
Ответов: 3485
Зарегистрирован: 15/01/2013

Собственно новость добавил для того, чтобы показать что мы "одобряем" направление развития американской космонавтики....

И, кстати, с прошедшим Днем космонавтики – великим советским достижением...

Nikolai
Аватар пользователя Nikolai
Ответов: 3485
Зарегистрирован: 15/01/2013

Вдогонку:

Российская космическая отрасль фактически прошла точку невозврата?

Россия по итогам 2016 года опустилась на третье место в мире по числу космических пусков, уступив место США и Китаю.

Итак, итоги:
• ранее произведенные двигатели, предназначенные для установки на вторую и третью ступени единственной в стране серийной тяжелой ракеты "Протон-М", оказались бракованными;
• может быть отменен запуск к Международной космической станции (МКС) многофункционального лабораторного модуля (МЛМ) "Наука".

Российская космическая отрасль фактически прошла точку невозврата, после которой можно лишь вспоминать былое величие советской космонавтики. У страны фактически могут схлопнуться пилотируемая космонавтика и ракетное двигателестроение.

Двигатели РД-0210/0211 и РД-0213/0214 производит "Воронежский механический завод" (ВМЗ). Также с халатностью предприятия связана авария ракеты-носителя "Союз-У" в декабре 2016 года, когда из-за разрушения двигателя РД-0110 был потерян грузовой корабль "Прогресс МС-04". После разбора ситуации директор ВМЗ Иван Коптев подал заявление об отставке по собственному желанию. Предприятие, ранее подчинявшееся "Центру Хруничева", производителю "Протонов" и "Науки", предполагается включить в состав холдинга, управляемого "Энергомашем", производителем РД-180.

Поставки отремонтированных агрегатов начнутся в мае 2017 года. Первый в 2017 году пуск "Протона-М" перенесен на полгода, на 29 мая. Хорошо хоть то, что проблемы ВМЗ, вероятно, коснутся программы МКС незначительно.

В "Роскосмосе" планируют создание легкой и средней версий "Протона". Не стоит забывать о легкой и тяжелой "Ангаре", также производимых "Центром Хруничева". В госкорпорации полагают, что эти носители найдут своего покупателя на мировом рынке. Между тем число заказчиков коммерческих пусковых услуг в мире практически не меняется, а успехи SpaceX на рынке коммерческих пусков объясняются тем, что компания переманила клиентов "Роскосмоса" и европейской Arianespace.

Модуль "Наука" строят с 1995 года, запустить его планировалось в 2007 году. Фактически это дублер "Зари" - первого функционально-грузового блока МКС, построенного на деньги США. Производитель "Науки", как и "Зари", - предприятие "Центр Хруничева". Модуль после того, как в 2024 году закроется программа МКС, должен был послужить основой национальной российской станции. "Центр Хруничева" уже пересобирал элементы «Науки» в 2013 году, и также из-за загрязнения металлическим порошком.

Получается, что к 2024 году у России может не быть собственной орбитальной станции.

В 2021 году "Энергия" должна приступить к летным испытаниям корабля "Федерация", замены "Союзов". Вызывает большие сомнения, что новый корабль построят в срок, и даже если когда-нибудь он будет готов, непонятно, куда он полетит. К американской лунной станции или китайской околоземной?

Фактически последние двадцать лет российская космическая отрасль поддерживалась иностранными партнерами:

• Куда сегодня "Роскосмос" (или одна из его реинкарнаций) запускал бы "Прогрессы" и "Союзы", если бы Boeing в 1994 году не заказал у "Центра Хруничева" принадлежащий NASA первый модуль российского сегмента МКС, запущенный в 1998-м?
• Что было бы с "Энергомашем", если бы США не заказали у России РД-180?
• Когда была бы запущена ракета "Ангара", если бы не контракт "Центра Хруничева" с Южной Кореей на создание легкого носителя KSLV (Korea Space Launch Vehicle), первая ступень которого такая же, как у нового российского носителя?